Товар-заменитель. Монополистическая власть

Товар-заменитель. Монополистическая власть

Монополистическая власть не возникнет случайно как побочный продукт развития. Тем не менее само ожидание выгод, связанных с монополистической властью, служит фактором, способствующим ее формированию. Когда инициаторы создания объединения имеют основания рассчитывать на то, что организуемый в спекулятивных целях союз принесет им ожидания исключительной монополии, обеспечивающей выгод больше, чем окажется в действительности, тогда те, кто входит в слившуюся компанию, могут извлечь определенную выгоду, поскольку получат возможность продать свою долю по взвинченным ценам.

Если, однако, не принимать во внимание это частное соображение, то мы можем утверждать, что величина доходов, получаемых благодаря монополизации, зависит (при данных условиях предложения) от эластичности спроса; иными словами, она будет равна дроби, числитель которой — (небольшое) изменение в процентном выражении цены купленного товара, знаменатель — совокупное изменение в- процентном выражении его количества. Чем меньше эластичность спроса, тем больше ceteris paribus возможная прибыль. В связи с этим можно отметить такое обстоятельство (которое связано с содержанием следующего параграфа): для монополиста выгодно установить свой контроль над продукцией, конкурирующей с его собственной продукцией: Например, для «большой пятерки» экспортеров мяса из Соединенных Штатов выгодно поглотить как зарубежных производителей мяса, так и поставщиков других продовольственных товаров. Теперь перейдем к выявлению основных причин, определяющих низкую эластичность спроса.

Спрос на баранину эластичен из-за существования говядины, спрос на нефть — из-за природного газа, а спрос па трамвайное обслуживание — из-за существования омнибусов. Точно так же спрос на услуги железнодорожного транспорта в Англии сравнительно более эластичен, чем в континентальной Америке, поскольку «протяженная и изломанная береговая линия в Англии и множество портов» делают конкуренцию со стороны водного транспорта чрезвычайно сильной.

Спрос на услуги какой-либо железной дороги, как правило, весьма эластичен (даже в тех случаях, когда не существует конкуренции со стороны водного транспорта), поскольку существует косвенная конкуренция со стороны дорог, делающих доступными другие рынки сбыта. Другой хороший пример в этой связи приведен в книге Джевонса «The Coal Question»: «Когда правительство двух Сицилий обложило непомерным налогом торговлю серой, полагая, что Италия имеет монополию на нее, наши промышленники стали использовать процесс перегонки железного пирита или сульфида железа». Что же касается тех видов товаров, для которых, по всей видимости, могут быть разработаны заменители, то о них ничего интересного сказать нельзя.

Однако следует отметить, что в отдельных странах и регионах при производстве продукции некоторых видов, когда упор делается на высокое качество, а не на объем производства, такие товары в меньшей мере подвержены конкуренции со стороны товаров- заменителей. Например, на первоклассную британскую говядину и баранину не влияет рост импорта аналогичной продукции из Америки и Австралии, поскольку существуют различия в качестве.

        0 Комментариев




Оставить комментарий