Феномен революции

Феномен революции

Про феномен революции написано множество книг, но сегодня мы ознакомимся с точкой зрения известного русского философа Семёна Людвиговича Франка.

Уяснение смысла революции происходит у Франка также и под углом некоторых важнейших теоретических проблем его социальной философии и философии всеединства в целом. Мы имеем в виду метафизическую проблему возможности свободного действия во всеединстве и связанную с ней проблему реализации общественного идеала. Остановимся на этом особо, поскольку здесь изложенные выше конкретно-теоретические рассуждения о причинах революции приобретают свои общие формулировки.

С одной стороны, во всеединстве как всеобщей взаимосвязанности явлений, на первый взгляд, должна отсутствовать случайность. Именно этим объясняется стремление Франка понять революцию как явление закономерное. С другой стороны, Франк отстаивает свободу человеческого духа, в данном случае свободу коллективного духа, творящего социум, которая находит свое выражение в конкретных социальных событиях. Революция как некое явление духовной жизни общества представляет собой попытку радикальными средствами претворить в жизнь идеал общественного устройства. Отсюда возникает определение революции как анархии, как безграничной свободы социального человеческого творчества.

Франк пытается следующим образом увязать эти два определения: Революция как проявление свободы – это свобода неправильная, рациональная, свобода как претензия личности на абсолютное «делание того, что хочется». «Правильная» свобода представляет собой, в определенной мере, осознанную необходимость. Человек свободен в сознательном подчинении, но не царству кесаря, не идолам и кумирам, но божественной истине.

Всеобщая закономерность божественного всеединства и свобода личности, спроектированные на проблему реализации общественного идеала, могут быть согласованы следующим образом: Абсолютное божественное всеединство представляет собой единство определенностей – это идеи, составляющие содержание общественного идеала, и определенный порядок взаимосвязи между ними, который может быть воспринят как система действий по воплощению общественного идеала в действительность. Свобода человеческой личности заключается в осознании этого порядка (как его структуры, так и его правильности) и в свободном подчинение ему, т.е. в следовании божественным законам.

Возникает вопрос: почему человек не способен действовать в соответствии с описанной моделью «правильного» свободного поведения и не может претворить в жизнь общественный идеал? Понять точку зрения Франка помогают его представления о «живом знании» и о творчестве:

  • «Живое знание» в качестве основы человеческого существования представляет собой «умудренное неведение», т.е. сопровождается осознанием неадекватности всех его постижений внутренней сущности Божества. Оно есть знание как осознание ограниченности человеческих возможностей. Это означает, что человек не способен адекватно и во всей полноте воспринять идеальный онтологический порядок. Соответственно, он никогда не способен воплотить его в действительность.

  • Обозначить причины неспособности человека поступать «правильно» было бы равнозначно решению загадки человеческого творчества, в котором заключена суть человеческой свободы. А это в принципе невозможно. Понять это – означало бы ответить на вопрос, почему человеческая свобода имеет в себе потенцию стать тем, чем она по своей сути быть не должна. Свобода человека как существа ограниченного всегда чревата грехом, который может воплощаться в малое и большое социальное зло. Революция как социальное зло есть предельное воплощение «ужасающей» загадки человеческой свободы – стремления стать тем, что не предназначено ей Богом.
        0 Комментариев




Оставить комментарий