Братья Гримм

Братья Гримм

Братья Гримм граждане королевства Пруссия Якоб (1785 —1863) и Вильгельм  (1786 — 1859) — лингвисты и исследователи немецкой литературы.

Они собрали фольклор и выпустили несколько сборников под наименованием Grimm fairy tales  «сказки братьев Гримм», кторые в свою очередь стали популярными. Совместно с К. Лахманом и Ф. Бенеке считаются основателями  Германистики и Германской филологии . В конце своей жизни братья занялись созданием немецкого словаря:Вильгельм умер в возрасте 73-х лет (декабрь 1859)  , завершив перевод над буквы Д (D); Якоб пережил своего младшего брата на четыре года, и успел окончить буквы А, Б, Ц и Е (A,B,C,E). Он умер за своим столом работая над переводом слова Frucht (фрyкт ).

 Братья Вильгельм и Якоб обосновались в городе Ханну. И затем долгое время проживали в городе Кассель.

 В 2005 году снят художественный фильм «Братья Гримм». Несмотря на это название к реальным персонажам, фильм имеет лишь частичное отношение.

Позже в США была написана и выпущена серия книг под названием «Сестры Гримм». Сюжет этих книг повествует о девочках, являющихся прямыми потомками братьев Гримм. По сюжету, братья Гримм — летописцы, а не сказочники. Они записывавали всё, о реально происходивших историях в их жизни, а все персонажи произведений — невыдуманные существа, живущие вечно, а самые что ни на есть настоящие. Они называют себя бессмертныеми. Девочки вместе с бабушкой расследуют различные криминальные дела, связанные с бессмертными. Автор книг – Майкл Бакли, вся серия состоит из «девяти» книг.

В данный момент изданы только восемь книг, а девятая создается до сих пор. Вышедшие книги сразу покорили своих читателей и стали бестселлерами в Нью-Йорке. Сами Братья Г. в серии книг не присутствуют, потому что действие сюжета происходит в наше время.



Братья Гримм (фильм)

К биографиям реально существовавших немецких собирателей фольклора и систематизаторов немецкого языка братьев Вильгельма и Якоба Гриммов этот фильм имеет только косвенное отношение, хотя в нём использованы мотивы многих записанных ими известных сказок.


Германия, наполеоновские времена. Подлые лягушатники захватили часть исконно немецких земель и теперь безуспешно пытаются приучить добрых пейзан кушать лягушачьи лапки с бисквитами вместо капусты со свиными колбасками. Так что, как вы понимаете, невесело живется простым немцам под пятой старых ворчунов. А тут еще и всяческие злые силы досаждают: ведьмы, тролли, призраки и прочая нечисть. Но есть еще в Германии люди, которым дорого просвещение! Это братья Гримм — Вильгельм (Мэтт Дэймон) и Якоб (Хит Леджер). Как только прослышат братья о какой-нибудь жуткой колдунье, так тут же ястребом мчатся в эти края, подписывают с мэром деревеньки контракт на несколько сотен добрых талеров, а потом, благословясь, надевают свои волшебные латы, окунают заколдованные стрелы мистического арбалета в слезы младенца, заряжают серебряные пули в пистолет, сработанный самим Бен Бецалелем, после чего находят несчастную ведьму и изводят ее до полного ничтожества с помощью своей магии, чародейства и волшебства.

Тем не менее, Санни, во всем этом нет ничего личного. Это чистый бизнес. Ведьму (тролля, карлика, гнома, людоеда, великана, одичавшего Зорро) изображают подручные братьев Гримм, а все эти «волшебные» аксессуары — чистая профанация. Даже серебряные пули изготовлены из смеси чугуна с конфетными обертками, так что вы понимаете, какие из братьев Гримм на самом деле волшебники…

Но тут случилось непредвиденное. В одной из деревушек, стонущей под гнетом винолюбивых лягушатников, стали пропадать маленькие дети — девочки. Они уходили в лес и не возвращались. За непродолжительное время пропали аж десять девочек, и селяне забили тревогу.

Эти странные пропажи вызвали серьезное раздражение у блистательного генерала Делатомба (Джонатан Прайс), контролирующего данный регион. Как это? Пропадают дети? В завоеванной деревне? Без санкции его, самого генерала? Нет, это полное безобразие! Это черт знает что! И генерал дает приказ своему верному слуге — пыточных дел мастеру Кавальди (Питер Стормаре) — найти и доставить этих братьев Гримм. Пускай теперь обманщики сразятся с тем Страшным, что находится в этом заколдованном лесу. Ну и, конечно, пускай освободят ребятишек во славу солнечной Франции.

***

Этот фильм, снятый одним из моих любимых режиссеров Терри Гиллиамом, вызвал настолько негативные эмоции, что во впечатлениях нужно разбираться подробно и не торопясь. Поэтому начнем с истории создания…

Предыдущая лента, гениальная картина «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», была снята Терри Гиллиамом в 1998 году, так что режиссер достаточно продолжительное время находился в, так сказать, творческом застое. Он пытался реализовать свои собственные проекты — в частности, искал деньги на фильм «Человек, который убил Дон Кихота», — однако с с этим фильмом толком ничего не получалось. Перед Терри встал выбор: снять то, что предлагают, и таким образом добыть денег на свой собственный проект или вообще ничего не снимать.

Снять «Братьев Гримм» Гиллиаму предложил киноконцерн Metro-Goldwyn-Mayer Pictures (MGM). Терри полистал сценарий, написанный Эреном Крюгером (автором сценариев для фильмов «Звонок» и «Звонок-2″, «Крик-3″ и «Азартные игры»), и, в общем, пришел к выводу, что этот проект ему по душе — всякие таинственные явления, древние легенды, необъяснимые происшествия и так далее — фактически чистый «Монти Пайтон и Святой Грааль», только без стеба. И без Монти Пайтонов. В MGM согласились с тем, что Гиллиам имеет право переделать сценарий Крюгера под себя, и проект был запущен в производство.

Однако буквально накануне съемок MGM вдруг отказался финансировать проект, ничего Гиллиаму не объяснив. Режиссер пришел было в бешенство, однако с ним связались великие и ужасные братья Вайнстины (бывшие руководители Miramax) и предложили свои кандидатуры в качестве продюсеров.

Гиллиаму не больно-то хотелось работать с Вайнстинами, которые славились своими диктаторскими замашками (Харви Вайнстина в Голливуде даже зовут «Харви — руки-ножницы» за его любовь перемонтировать фильмы, которые он продюсирует, в соответствии со своими собственными взглядами, невзирая на протесты режиссера), да и Вайнстины были наслышаны о Гиллиаме, после «Бразилии» приобретшем в Голливуде славу совершенно неуправляемого режиссера. Тем не менее Гиллиам согласился, потому что выхода у него, собственно, не было…

С подбором актеров долгое время происходила всякая чехарда. На роль одного из братьев Гримм Гиллиам хотел пригласить Джонни Деппа, сыгравшего у него в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе». Однако Депп посчитал, что хватит с него сказок (он как раз снимался в картине «Чарли и шоколадная фабрика»), поэтому кандидатура Деппа отпала. Ничего не получилось и с Робином Уильямсом (он играл у Гиллиама в фильме «Король-рыбак»), которого Гиллиам планировал на роль Кавальди. Так что из «его» актеров остался только Джонатан Прайс (он играл главную роль в фильме Гиллиама «Бразилия»), которому отдали роль французского генерала.

На роли братьев Гримм пригласили Мэтта Дэймона и Хита Леджера. Причем им дали роли как бы от противного — задумчивому и романтичному Дэймону досталась роль прагматичного Вильгельма, а весельчаку и приколисту Леджеру пришлось играть мечтательного Якоба.

Гиллиам, сообразно своим задумкам, собирался изменить внешность Вильгельма (Дэймона) до неузнаваемости. (Кинолюбителям известен тот факт, что Бенисио Дель Торо для исполнения роли доктора Гонзо в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» пришлось потолстеть аж на 20 килограммов.) Однако когда Харви Вайнстин увидел первые кинопробы и не узнал там Дэймона, Гиллиаму было заявлено, что продюсеры не для того платят такие деньги, приглашая в картину звезд, чтобы потом этих звезд невозможно было узнать. Вайнстин в категоричной форме потребовал оставить Дэймону в фильме дэймоновскую физиономию, в противном случае производство фильма было бы остановлено.

Следующий конфликт возник из-за исполнительницы роли охотницы Анжелики, в которую влюбляются оба брата. Гиллиам планировал пригласить на эту роль Саманту Мортон (Хатти из «Сладкого и гадкого» Аллена, а также Агата из «Особого мнения» Спилберга), однако Вайнстины этому решительно воспротивились. В результате Гиллиаму навязали красотку Лену Хиди, которая на роль лесной охотницы подходит так же, как кот Бублик на роль быка-производителя, и отношения продюсеров с Гиллиамом окончательно испортились, особенно когда Вайнстины до кучи уволили оператора Николу Пекорини, с которым Гиллиам работал еще на съемках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Гиллиам, разумеется, окончательно озверел и сказал, что отказывается общаться с продюсерами до окончания съемок. Впрочем, Вайнстины его больше не беспокоили…

Что из всего этого получилось? На мой взгляд, нечто очень и очень невнятное. Гиллиама в этом фильме я вообще не узнаю. Такое ощущение, что какой-то малоизвестный, хотя и вполне профессиональный режиссер получил солидные деньги на постановку со спецэффектами и теперь старательно подражает Тиму Бертону, а точнее — фильму Тима Бертона «Сонная лощина». Все та же готичность, мрачные краски, чудовища и призраки, попытки персонажей объяснить необъяснимое, красивые картинки и причудливые механизмы. Однако сценарная основа — она очень и очень странная…

Совершенно непонятно, почему в фильме фигурируют вполне реальные исторические персонажи — сказочники братья Гримм. Точнее, в самом начале фильма это как раз понятно, хотя история о том, как Вильгельм с Якобом нахально дурили честным людям головы, вызывает определенные сомнения. Но там хотя бы понятна задумка — показать братьев Гримм развеселыми негодяями. Однако дальше, когда братья Гримм становятся участниками всякой фантасмагории — заколдованная принцесса в башне, живой лес, волк-оборотень, волшебные таракашки и так далее, — понимаешь, что Гиллиам все-таки снимал сказку.

Но для кого эта сказка — догадаться сложно. Не для детей — однозначно, потому что от странного (и непонятно зачем нужного) натурализма некоторых сцен заколбасит даже таких детишек, которые без особого ущерба для психики посмотрели «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». И далеко не для всех взрослых, потому что они не сильно поймут, где там смеяться. В смысле, где «ха-ха». Потому что это весьма нудное, не особо интересное и достаточно утомительное зрелище, которое реально раскачивается только в самом конце, когда начинаются довольно неплохие спецэффекты (в фильм все-таки вбухали под 80 миллионов, так что хоть какие-то эффекты должны были присутствовать).

А основное действие на протяжении двух часов — братья Гримм ходят из поселка в лес, а по возвращении обратно в поселок их драконит Кавальди. Параллельно тонкой струйкой идет легкий любовный треугольник: брат Гримм — Анжелика — другой брат Гримм. Ну и периодически их всех таскают в пыточную к генералу Делатомбу, где сначала пытают, а потом снова отпускают разбираться с лесом.

Трактовка характеров персонажей ясности не добавляет. Немцы братья Гримм друг друга почему-то называют на американский манер — Уилл и Джейк. Дэймон в роли Вильгельма в полном соответствии со своей внешностью, которую негодяйские Вайнстины не позволили изменить, играет прагматичного фермерского сынка. Хит Леджер, которого я опознал только на самых последних кадрах, когда он снял очки, изображает мечтательного юношу со взором горящим. Красотка Лена Хиди вообще ничего толком не играет — она не умеет. Но бегает туда-сюда, создает оживляж.

Кавальди в исполнении Питера Стормаре, при всем его блеске, — вообще из какой-то другой оперы. Чистая буффонада. Поэтому тоже смотрится не фонтан — это все равно что пиво заедать бисквитами. Впрочем, в паре с генералом Делатомбом они смотрятся вполне органично, потому что Джонатан Прайс своего персонажа также изображает весьма гротескно, но в сочетании с совершенно иной манерой игры остальных трех главных персонажей это все выглядит как-то неестественно.

Так что мне этот фильм совершенно не понравился. Очень слабый сценарий, нелогичное смешение стилей и трактовок персонажей, неприятно-натуралистичные эпизоды (особенно с котенком), а в общем и целом — совершенно невнятно, депрессивно и попросту скучно. На обычно блестящего Гиллиама совершенно непохоже. Впрочем, определенные плюсы у фильма есть — красивые мрачные картинки, несколько довольно забавных эпизодов и неплохие спецэффекты в конце, — но, на мой взгляд, они не искупают явные минусы. Фразу «но я все-таки не пожалел, что посмотрел этот фильм» произнести не могу, потому что именно пожалел. От Гиллиама я такого не ожидал. Лучше «Сонную лощину» пересмотреть. Там, по крайней мере, все вполне органично.